TrueView (trueview) wrote in etymology_ru,

Суббота, Хильбудий и крепость Самбатас

Самбатас (греч. Σαμβατας) — альтернативное славянскому древнее название Киева, которое зафиксировано в X веке византийским императором Константином Багрянородным, сообщающим в трактате «Об управлении Империей» (ок. 948 года) о «крепости Киоава, называемой Самватас» (έπΐ το κάστρον το Κιοαβα το έπονομαζόμενον Σαμβατάς). Больше нигде такой топоним не упоминается.

Попытки объяснить этимологию слова пока не имеют надёжной основы. Предложено производить его из славянского, армянского или тюркских языков. Наибольшей популярностью пользуется версия хазарского происхождения, однако как и прочие она не поддаётся проверке. Сторонники этой гипотезы переводят Самбатас как «Верхняя крепость», от тюркских слов sam- («высокий, верхний») и bat («сильный») или связывают с названием легендарной Субботней реки Самбатион, которая в еврейской литературе протекала на краю земли в стране потерянных десяти Израильских колен. В этом случае название могло возникнуть в недрах существовавшей в Киеве еврейской общины, имевшей торговые и религиозно-культурные связи с Хазарией. В западной историографии упоминание о Самбатасе иногда рассматривается как свидетельство основания Киева хазарами.

Было сделано более двадцати попыток найти решение. Уже в 1928 г. предлагаемые решения были систематизированы, тщательно рассортированы, беспощадно раскритикованы и затем отвергнуты проф. Г. А. Ильинским. Изложенная таким образом «история вопроса» показывала, что к анализу загадочного слова каждый занимавшийся им ученый подходил с позиции своей научной специальности: славист стремился дать славянскую этимологию, германист связывал его с «норманской» теорией, «антинорманнисты» выводили Самбатас из Хазарии, востоковеды объясняли его из арабского, еврейского или армянского языка.
 
Начало VI в. отмечено крупными вторжениями славянских племен в пределы Византийской империи. Согласно cвидетельству Прокопия Кессарийского славяне почти ежегодно совершали набеги на Византию, иногда достигая предместий Константинополя. Захватив богатую добычу, они возвращались на левый берег Дуная. Чтобы обезопасить империю, император Юстиниан принимает срочные меры по охране дунайской границы. Прокопий Кессарийский пишет: “Был некто Хильбудий, близкий к императорскому дому, в военном деле человек исключительно энергичный и настолько чуждый жажды стяжательства, что вместо величайших богатств он не приобрел никакого состояния. На четвертом году своей единодержавной власти император, назначив этого Хильбудия начальником Фракии, поставил его для охраны реки Истра, приказав ему следить за тем, чтобы жившие там варвары не переходили реку... Спустя три года после своего прибытия Хильбудий по обычаю перешел реку с небольшим отрядом, славяне же выступили против него все поголовно. Битва была жестокая, пало много римлян, в том числе и их начальник Хильбудий”.

Б. А. Рыбаков приводит византийскую надпись, которая датируется 559 г., на могиле некоего Хильбудия, сына Самбатаса, сопоставляя это имя с древним названием Киева, а Хильбудия – с основателем города Кием.

Археологические материалы обнаруженные в разных районах Киева достигают наивысшего развития в II – III вв. н. э., после чего происходит их угасание. Материалы IV в. встречаются редко, а материалов начала V в. практически нет. В конце V в. появляются поселения отличающиеся от поселений предшествующего этапа.

Материалы VI – VII вв. находятся в основном в древней части Киева. Это площадь гор Замковой, Детинки, Старокиевской, некоторая часть Подола. Будучи изолированной со всех сторон естественной преградой (70 м над уровнем Днепра), Замковая гора, и без искуственных укреплений была неприступна. На Замковой горе и в ее окружении, были найдены византийские монеты императоров Анастасия I и Юстиниана I, амфориски херсонского производства, бронзовая фигурка льва.

Относительно названия Самбатас было выдвинуто много версий, но почему-то не встречались попытки прочитать название на родном языке Константина Багрянородного. В др.-греческом διαβατός, эол. ζάβατος, διαβᾰτέος означает «до которого легко добраться, легко доступный; переходимый, доступный для переправы» (от βαίνω «ходить»). ζά - усилит. приставка со знач. "очень, весьма, вполне" (ср. напр. ζά-θεος).  Примерно соответствует русскому "самый".

Вероятно, Самбатас-Забатос (ζάβατος) – крепость возле переправы через Днепр в районе Киева, называемая дословно Переходом или Перевозом.

Соботком у древних славян звали праздник и гору, на которой он проходил в день летнего солнцестояния (ныне — Ивана Купала). Происходил переход (<ζάβατος) от возрастающего дня к убывающему. Возможно, и слово "суббота" связано с переходом на новую неделю. В Библии читаем: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем».

Кажется, правы сторонники хазарской версии, но только в том смысле, что "суббота" и "самбатос" - одно слово. В рум. sâmbătă - суббота. Изменение "за" на "сам" возникло, по всей видимоси, в раннем средневековье.

Суббота или Шаббат - греческое заимствование, означающее ПЕРЕХОДНЫЙ день недели. Суббота у иудеев - конец недели.

Суббо́та - укр., блр. субо́та, др.-русск. субота, ст.-слав. сѫбота (Зогр., Ассем., Савв., Супр.), болг. съ́бота, сербохорв. су̀бота. Наряду с этим – ст.-слав. собота (Мар., Рs. Sin., см. Вондрак, Aksl. Gr. 13), чеш., слвц., польск., н.-луж. sоbоtа, полаб. sübǘta. Формы на *sо- происходят из ср.-лат. sabbatum (Мелих, Jagić-Festschr. 213 и сл.), формы на sǫ-, напротив, – из ср.-греч. *σάμβατον, мн. -α (ср. цаконск. samba, отрантск.-греч. sámba) или из балканск.-лат. *sambata (рум. sâmbătă, энгадинск. samda, франц. samedi). Вторичный носовой засвидетельствован в поздне-греч.; ср. В. Шульце, Kl. Schr. 295 и сл.; KZ 33, 384; Г. Майер, IF 4, 326. Отсюда и д.-в.-н. sambaʒtag "суббота". В пользу греч. происхождения *sǫbota выступили Фасмер (ИОРЯС 11, 2, 388; 12, 2, 280; Гр.-сл. эт. 196), Кипарский (130 и сл.); Шварц, AfslPh 41, 124 и сл.; Гуйер, LF 35, 221 и сл.; Соболевский, Заимств. 14; Дурново, RЕS 6, 108; Младенов 626. Балканско-лат. теорию представлял в особенности Скок (RЕS 5, 19). В пользу этого могло бы свидетельствовать также середа́ (см.). Против предположения о герм. посредстве говорит исключительное распространение формы *sobota у всех зап. славян, поэтому ни о гот. (Стендер-Петерсен 432 и сл.), ни о д.-в.-н. (Мi. ЕW 314 и сл.; Уленбек, AfslPh 15, 491) в этом смысле не может быть речи; см. Гуйер, Кипарский, там же; Сергиевский, ИРЯ 2, 358. Лат. и греч. формы восходят через греч. σάββατα, мн., к арам. šabbǝtā или др.-еврейск. šabbāt; см. Швицер, KZ 62, 1 и сл.; Литтман 29 и сл. Русск. -бб- объясняется влиянием написания -bb- в зап.-европ. языках. [М.Фасмер]

Первый слог в имени Хильбудия – греческая «тысяча» (χίλιοι). Кем был Хильбудий? Тысячником? А "будий" близко к славянскому "водить". Воевода?

В более познее время по десятичной системе строилось командование монгольской армии: десятник, сотник, тысячник, темник. 


  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 5 comments